Стук рычагов привода клапанов. Характерный стук с равномерными интервалами, частота его меньше любого другого стука в двигателе. Заклинивание двигателя с обрывом одного или нескольких клапанов. Сопровождается деформацией боковин рабочей части рычагов , растрескиванием юбок тарелок клапанов (возможно разрушение тарелки), подрезанием упорных буртов сухарей со стороны тыльной части . Возможно столкновение выхлопных клапанов с днищами поршней. Обязательна осадка сухарей в тарелках клапанов |
а) Самоотворачивание регулировочных болтов. Не выдержан момент затяжки контргаек, перетяжка контргаек. | Отрегулировать клапаны. При перетяжке заменить регулировочные болты. |
б) Самоотворачивание регулировочных болтов вследствие превышения максимально допустимых оборотов двигателя. | Последствия устранить за счет виновных. |
в) Износ кулачков распредвала. Работа пары "кулачок-рычаг" без зазора. Некачественная регулировка зазора. | С обратной стороны изношенного кулачка имеется радиальное засветление по всей длине обратной части. Заменить распредвал. |
г) Износ кулачков распредвала, засветления с обратной стороны кулачка отсутствуют, возможна узкая полоса засветления у края противоположной части кулачка - след работы рычага с перекосом. | Заменить распредвал, рычаги. |
д) Кулачки не изношены. Многократной регулировкой стук не устраняется. Отклонение геометрии кулачка распредвала. | Заменить распредвал, рычаги. |
е) Разрушение клапанной пружины. Возможен обрыв клапана. | Заменить пружину. |
ж) Износ торцов стержней клапанов. | Заменить изношенные клапаны. |
з) Превышение допустимого числа оборотов двигателя. Неумеренные прогазовки двигателя без нагрузки (на стоянке, при переключении передач, при буксовании на скользкой дороге). | Отремонтировать двигатель. |
Примечание; для констатации факта наличия дефекта достаточно одного из перечисленных признаков (за исключением следствия обрыва клапана). Количество признаков отражает степень превышения оборотов. |
5.2. Заклинивание двигателя, смещение фаз газораспределения |
а) Излом распредвала. Установка распредвала с перекосом (корпус распредвала "зависает" на направляющей втулке головки блока). Неправильная затяжка корпуса распредвала. | Заменить распредвал с корпусом. |
5.3. Повышенный расход масла, увеличенное нагарообразование на стержнях клапанов, днищах поршней |
а) Негерметичность маслоотражательных колпачков. Разрыв рабочей кромки, износ кромки, старение резины (затвердевание), установка колпачка с перекосом, косой подрез кромки сальника, направляющая втулка без фаски. | Заменить колпачки. Проверка центровки сальника производится визуально со стороны камеры сгорания. Рабочая кромка маслоотражательного колпачка должна равномерно выступать в отверстие направляющей втулки. |
б) Негерметичность сопряжения "направляющая втулка клапана - головка блока цилиндров". | Опрессовать сопряжение сжатым воздухом (Р=1-3 атм.). Воздух подается во впускные и выпускные отверстия головки блока (при снятом коллекторе) через резиновую насадку. Входные и выходные отверстия камеры сгорания герметизируются установкой в испытываемую направляющую втулку клапана (без пакета пружин). Место установки стопорной шайбы втулки смачивается маслом. По выходу воздуха в сопряжении определяется дефектное место. При обнаружении дефекта заменить головку блока. (См. "Схему проверки") . |
5.4. Снижение мощности двигателя, низкая компрессия одного или нескольких цилиндров |
а) Выкрашивание наплавленного слоя тарелки клапана ("прогар" клапана). | Заменить клапаны. Способствующими возникновению дефекта факторами являются отсутствие зазора "распредвал - рычаг" у данного клапана и повышенный температурный режим двигателя. |
5.5. Стук газораспределительного механизма (ВАЗ-2108. 21083) |
а) Завышен зазор "регулировочная шайба - кулачок распредвала". | Произвести регулировку подбором шайбы нужного размера. |
б) Завышен зазор "наружный диаметр регулировочной шайбы - диаметр гнезда в толкателе под шайбу". | Заменить шайбу, толкатель. |
в) Износ кулачков распредвала и регулировочных шайб. | Заменить распредвал и регулировочные шайбы. |
г) Завышен зазор "опорная шейка распредвала - подшипник". | Заменить головку блока. |
д) Разнотолщинность регулировочной шайбы по кругу контакта с кулачком (неравномерный износ). | Заменить дефектную шайбу. |
е) Огранка (некруглость) толкателей по наружному диаметру, эллипсность. | Заменить толкатели. |
ж) Недозатяжка, ослабление крепления звездочки привода распредвала. Деформация шпонки звездочки крепления распредвала, шпоночных пазов звездочки и распредвала. | Заменить дефектные детали. |
з) Взаимное касание пружин при рабочем ходе клапанов. | Заменить пружины. |
и) Износ направляющей втулки клапана. | Заменить втулки. |
5.6. Обрыв клапанов (ВАЗ-2108. 21083) |
а) Дефект сварки стержня выхлопного клапана, посторонние включения в материале стержня впускного клапана. | Заменить поврежденные детали. |
б) Заклинивание, разрушение подшипника водяного насоса. Срез зубьев или сбрасывание ремня привода распредвала со шкивов, рассогласование фаз газораспределения, столкновение клапанов с поршнями. | Заменить поврежденные детали. |
в) Обрыв ремня привода распредвала. | Заменить поврежденные детали. |
г) Ослабление натяжения ремня привода газораспределительного механизма, сбой фаз газораспределения. | Заменить поврежденные детали. |
Примечание. В случае задира (износа) блока цилиндров крыльчаткой водяного насоса при разрушении подшипника блок цилиндров замены не требует, поскольку водяной насос имеет высокую производительность, при замене только водяного насоса характеристики работы системы охлаждения не нарушаются. |
5.7. Износ эксцентрика привода бензонасоса (ВАЗ-2108. 21083) |
а) Засорение маслоканала заднего подшипника распредвала. | Продуть маслоканалы, заменить распредвал и толкатель бензонасоса. |
б) Недосверлен маслоканал заднего подшипника распредвала. | Заменить распредвал, толкатель бензонасоса и головку блока цилиндров. |