Система зарядки (генератор, реле-регулятор напряжения, реле контроля зарядки, монтажный блок, замок зажигания, вольтметр). Реле-регулятор напряжения РР-380. Регулируемое напряжение при температуре 50+3°С; | | - на вторичной ступени, В ; | 14,2+0,3 | - на первичной ступени ниже, чем на вторичной не более, В | 14,2+0,7 | Сопротивление между штекерами "15" и "67" при разомкнутых контактах, Ом | 5,65+0,3 | Сопротивление между штекерами "15" и "массой", Ом | 27,7+2 | Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм | 1,4+0,07 | расстояние между контактами второй ступени, мм | 0,45+0,1 |
Интегральный регулятор напряжения 2105, 2108. Регулируемое напряжение, В | 13,5÷14,6 |
Реле контроля зарядки PC 702. Напряжение размыкания контактов, В | 5,3+0,4 | Напряжение замыкания контактов, В | 0,2-1,5 | Сопротивление обмотки при 20°С, Ом | 29+2 |
Вольтметр (тип 12.3812): Погрешность вольтметра при 12 и 14 В не должна превышать 0,4 В. Проверять после работы вольтметра в течение 15 мин. при напряжении 12В. Внимание! Неправильное подключение агрегатов и цепей системы зарядки может привести к выходу агрегатов из строя и короткому замыканию. Рис. 4.1 а. Схема соединений системы генератора автомобилей ВАЗ-2101, 21011, 2102, 2103, 2106, 2121 с генератором 221.
Рис. 4.1 б. Схема соединений системы генератора Г-222 автомобилей ВАЗ-2105, 2107.
Рис. 4.1 в. Схема соединений генератора 37.3701 автомобиля ВАЗ-2105, 2107.
Рис. 4.1г. Схема соединений генератора автомобиля ВАЗ-21213.
Рис. 4.1 д. Схема соединений системы генератора ВАЗ-2108, 2109, 21099.
Рис. 4.1е. Схема соединений генератора автомобиля ВАЗ-1111.
Рис. 4.1 ж. Схема соединений генератора автомобиля ВАЗ-2110. 2.1. Контрольная лампа зарядки горит постоянно. АКБ не заряжается. Нет питания на клемме «67» генератора 2101 или на клемме «В» генератора 2105 | а) Перегорел 10 (или 9 на ВАЗ-2105,2107)предохранитель. | Заменить предохранитель. Устранить причину перегорания предохранителя: замыкание в цепи обмотки возбуждения генератора, реле-регулятора РР380. | б) Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения генератора. | Проверить наличие напряжения в соединениях цепи обмотки возбуждения (См. рис. 4.1а-ж). Восстановить соединение. Возможен обрыв цепи в монтажном блоке или контактной группе замка зажигания. | 2.2. Контрольная лампа горит или периодически загорается при движении автомобиля, АКБ не заряжается. Генератор не дает зарядку | а) Проскальзывание ремня привода генератора. | Отрегулировать натяжение ремня. Прогиб ремня между шкивами генератора и водяного насоса должен быть в пределах 12-17мм при усилии 10 кгс. | б) Обрыв в цепи обмотки возбуждения генератора. Загрязнение контактных колец, износ или зависание щеток, обрыв обмотки возбуждения ротора в месте пайки к контактным кольцам или в месте выхода провода из катушки. | Снять провод со щеткодержателя. Включить контрольную лампу между щеткодержателем и снятым проводом. При исправной системе лампа должна гореть. Если лампа не горит, протереть контактные кольца ветошью, смоченной в бензине, заменить щеткодержатель, если щетки изношены до 8мм, устранить заедание щеток, заменить ротор генератора при обрыве цепи между контактными кольцами. На автомобилях ВАЗ-2105, 2107, 2108, 32109, 21099 возможен дефект регулятора напряжения «не открывается ИРН» (порядок его проверки см. п. 2.2г). | в) Занижено напряжение, выдаваемое генератором. Неисправность реле-регулятора напряжения: некачественная регулировка, изгиб серьги (на всех автомобилях кроме ВАЗ-2105, 2107, 2109, 21099). | При прогретом двигателе и частоте вращения двигателя 2500*3000 об/мин замерить напряжение на клеммах АКБ. Напряжение должно быть в пределах 13,9-14,5 вольт. Заменить реле-регулятор напряжения или отрегулировать. Регулировка допустима только после гарантийного периода эксплуатации. Не допускаются механические повреждения регулятора, т.к. это приводит к изгибу серьги и неправильной регулировке тока возбуждения | г) Генератор 2105 не дает зарядки. Неисправность интегрального регулятора напряжения 2105. 2108. | При прогретом двигателе на средних оборотах замерить напряжение между клеммой «В» и «массой» генератора. Напряжение должно быть13,5-14,6 В при t°=25±10°С. При температурах более высоких или более низких напряжение может быть выше или ниже на 0,2-0,3 В. Замену регулятор» производить после проверки его на стенде. Проверка регулятора производится по схеме, приведенной на рис, 4.2а,б, Между выводами «Ш» и «В» регулятора включить лампу мощностью 1-3 Вт, к другому выводу «В» и к «массе» присоединить источник питания с изменяющимся напряжение» 12-16 В. При напряжении до 14,6 В лампа должна гореть, при большем напряжении - должна гаснуть. Если лампа не горит в обоих случаях, то ИРН имеет внутренний обрыв, а если горит в обоих случаях, следовательно, в ИРН пробой. | Примечание: не допускается мыть генераторные установки, содержащие интегральные реле, струей воды под давлением и горючими материалами. Загрязненный регулятор следует протереть тряпкой, смоченной в бензине. | Рис. 4.2а. Схема проверки регулятора напряжения 2105: 1 - батарея; 2 - регулятор напряжения; 3 - контрольная лампа. |
| Рис. 4.26. Схема для проверки регулятора напряжения 2108: 1 - аккумуляторная батарея; 2 -вывод «масса» регулятора; 3 - регулятор напряжения; 4 - вывод «Ш» регулятора; 5 - вывод «В» регулятора; 6 - контрольная лампа; 7 - вывод «Б» регулятора напряжения. |
а - выпуска с 1996 г.
в - выпуска до 1996 г.; | д) Пробой одного или нескольких положительных диодов генератора (при включении зажигания слышны характерные щелчки срабатывает реле РС702: контрольная лампа работает нормально). | Проверить контрольной лампой прохождение тока через диоды в обоих направлениях. Заменить держатель диодов. | е) Обрыв в одном или нескольких диодах генератора (не обеспечивается отдача тока по кривой). | Проверить контрольной лампой прохождение тока через диоды в обоих направлениях. Заменить держатель диодов. |
| Рис. 4.2в. Схемы для проверки вентилей выпрямителя 2108: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - контрольная лампа; 3 - генератор; I - проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» вентилей; II - проверка «отрицательных» вентилей; III - проверка «положительных вентилей. |
| Рис. 4.2г. Схема для проверки вентилей выпрямителя ВАЗ-2110: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - контрольная лампа; 3 - генератор; I - поверка одновременно «положительных» и «отрицательных» вентилей; II - проверка «положительных» вентилей; III - проверка «отрицательных» вентилей. | ж) Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора | Прозвонить цепь: центр звезды - выводы статорной обмотки. Заменить статор. | з) Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах питания обмотки возбуждения (ВАЗ-2108, 2109, 21099). | При коротком замыкании: Отсоединить провод от АКБ и от вывода «В» регулятора напряжения; «плюс» через контрольную лампу (1-3 Вт, 12 В) присоединить к клемме «61», «минус» - к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа загорится, в одном из диодов - пробой. Обрыв: Замерить напряжение на клемме «61» на средних оборотах вращения ротора (реле-регулятор исправен). Напряжение ниже 14 В - обрыв в одном из диодов. Заменить держатель диодов 3701100. | 2.3. Контрольная лампа горит. АКБ заряжается | а) Обрыв в соединении между штекером «85» реле контрольной лампы зарядки и центром звезды генератора. | Снять провод со штекера «85» РС702 и при работающем двигателе подключить провод к штекеру «85». Реле должно срабатывать. Восстановить соединение. | б) Неисправно реле контроля зарядки: обрыв цепи между штекерами «85» - «86», разрегулировка реле, постоянно замкнуты контакты. | Проверить реле. Оно должно срабатывать при напряжении 0,2-1,5 В. | 2.4. Контрольная лампа не загорается при включении зажигания | а) Зазор между контактами реле контроля зарядки РС702 в нерабочем состоянии. | Заменить реле. В нерабочем состоянии реле между штекерами «85» и «30/51» должна быть цепь. | б) Обрыв в цепи питания реле контроля зарядки. | Проверить напряжение в разъемах согласно схеме (см. рис. 4.1 а) Восстановить соединение. | в) Перегорела контрольная лампа зарядки. | Заменить лампу. | г) Короткое замыкание одного или нескольких отрицательных диодов. | При прогретом двигателе и частоте вращения двигателя 2500-3000 об/мин замерить напряжение на клеммах АКБ. Напряжение должно быть в пределах 13,9-14,5 вольт. Заменить реле-регулятор напряжения или отрегулировать. Регулировка допустима только после гарантийного периода эксплуатации. Не допускаются механические повреждения регулятора, т.к. это приводит к изгибу серьги и неправильной регулировке тока возбуждения | д) Замыкание обмотки статора на «массу». | Прозвонить цепь: обмотка статора - пакет железа статора, Поврежденная обмотка имеет цвета «побежалости» и трещины изоляции провода. Заменить статор. | е) Перегорел предохранитель монтажного блока. | Устранить замыкание в цепях, защищенных предохранителем. | ж) Дефект контактной группы замка зажигания, дефект промежуточного реле включения зажигания (обрыв обмотки катушки, не замыкаются основные контакты). | При включенном зажигании должно быть напряжение на голубом-черном проводе замка зажигания, на клемме «85» реле включения зажигания. Заменить неисправную деталь реле или замок зажигания. | 2.5. Генератор дает зарядку. АКБ заряжается слабо или не заряжается | а) Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и АКБ, окислены выводы АКБ, повреждены провода. | Очистить выводы батареи от окислов, затянуть зажимы, заменить поврежденные провода. | б) Неисправность АКБ: обрыв цепи межэлементных соединений. Плотность электролита во всех банках одинакова. Напряжение на выводных штырях «0» вольт. | Заменить АКБ. | в) Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу "В" регулятора (только для ВАЗ-2105,2107,2108,2109,21099). Перегорание проводника от клеммы «30» к клемме «В» регулятора. | Устранить замыкание. Проверить регулятор напряжения. | 2.6. АКБ перезаряжается. Выплески электролита | а) Плохой контакт между РР380 с кузовом автомобиля или двигателя с кузовом (на ВАЗ-2105, 2107, 2108, 2109, 21099). | Проверка производится при следующих условиях: - АКБ должна быть полностью заряжена, - все потребители, кроме АКБ и системы зажигания, должны быть отключены, - частота вращения двигателя должна быть 2500-3000 об/мин. Подключить вольтметр к клеммам АКБ. Замерить напряжение. Соединить корпус регулятора с клеммой «минус» АКБ отдельным проводником и замерить напряжение. Напряжение при втором замере должно быть 13,9-14,5 для РР380 или 13,5-14,6 для ИРН 2105, 2108. Восстановить соединение корпуса РР380 с кузовом автомобиля, двигателя - с кузовом (ВАЗ-2105, 2107,2108,2109, 21099). | б) Повышенное падение напряжения в цепи «30» генератора 2101 «30/1» и «15» клемм замка зажигания - 10 предохранитель «15» клемма РР-380. Для ВАЗ-2105, 2107, 2108, 2109, 21099: «30» клемма генератора 2105, 2108 - колодки монтажного блока- клеммы «30» — «15/2» замка зажигания - колодки монтажного блока - 9 предохранитель. | Замерить напряжение на клеммах АКБ (И1) и между клеммами «15» регуляторами напряжения и корпусом (И2). И1 не должно превышать И2 более чем на 0,2 вольта. Восстановить надежность в соединениях. | в) Неисправность регулятора напряжения. | Заменить реле-регулятор только после проведения работ согласно п. 2.6л., б. | г) Межвитковое замыкание обмотки ротора генератора. | Замерить сопротивление обмотки ротора. Заменить ротор, | 2.7. Повышенный шум генератора при работе | а) Ослаблена гайка шкива вентилятора: не затянута, сорвана резьба. | Затянуть гайку шкива вентилятора, заменить поврежденные детали. | б) Трещина, разрушение шкива вентилятора в месте сварки шкива со ступицей. | Заменить поврежденные детали. | в) Разбита шпоночная канавка под шкив вентилятора. | Заменить поврежденные детали. | г) Попадание постороннего предмета. | Заменить поврежденные детали или генератор. В случае, если генератор разбирался, заменить детали за счет виновного | д) Задевание ротора за статор. | Заменить генератор. | е) Обрыв «клюва» ротора генератора. | Заменить генератор. | ж) Электромагнитный шум. | Снять провод со щеткодержателя. Шум прекращается. Заменить генератор. Возможен дефект: межвитковое замыкание обмотки статора. | з) Износ вала ротора в месте посадки под подшипник со стороны привода генератора». | Радиальный люфт вала ротора. Дефект возможен из-за пере тяжки ремня привода генератора. | и) Дефект подшипников. | Заменить подшипник, вышедший из строя. Замену подшипника производить строго по «Технологии», т.к. некачественная его запрессовка приведет к повторной его замене. | к) Скрип щеток. | Протереть щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. |
|